Портреты Т. Г. Шевченко на почтовых марках СССР

В 1939 году в Советском Союзе была выпущена серия из трех почтовых марок, посвященных 125-летию со дня рождения Т.Г. Шевченко.

На марке номиналом 15 копеек (№ 673) изображен первый из известных автопортретов поэта, написанный в Петербурге в 1840 г.

Т. Шевченко полон надежд на будущее. Прошло два года со дня освобождения его от крепостничества. Время написания автопортрета совпадает со временем оформления в цензурном комитете разрешения на публикацию первого поэтического сборника «Кобзарь».
В автопортрете Т.Г. Шевченко отобразил свое сложное психологическое состояние, в котором современное тесно связано с прошлым и вместе с тем устремлено в будущее. Автопортрет изображен и на почтовой марке 1961 г. (№ 2548) серии, посвященной 100-летию со дня смерти поэта. Рядом с автопортретом - рисунок Т.Г. Шевченко 1843 г. - хата его родителей в селе Кириловка (сейчас - Шевченково). На этой марке в 1964 году к 150-летию со дня рождения поэта произведена надпечатка (стр.13).

В 1871 г. написан портрет Т.Г. Шевченко кисти И. Крамского. Это была первая работа, исполненная художником для Третьякова. Картина хранится в Москве в Третьяковской галерее.



Основной материал, которым пользовался И. Крамской - известный фотографический портрет поэта, снятый после возвращения Т.Г. Шевченко из ссылки (1859 г.)

Снимок сделан художником Генрихом Деньером, сокурсником Т.Г. Шевченко по Академии художеств. Г. Деньер создал модный в Петербурге фотосалон.

И. Крамской не копировал слепо с фотографии, а стремился живо и глубоко почувствовать модель, сделать так, чтобы отдельные черты отвечали общему характеру образа. Т. Шевченко изображен смотрящим на зрителя долгим проникновенным взглядом доброго человека, много пережившего на своем веку.

Портрет изображен на 6 копеечной почтовой марке (№ 2549) 1961 года. Слева от портрета - первый сборник произведений «Кобзарь» 1840 г; на купоне - заключительная строфа «Заповіта» (стр.13).

На 30 копеечной марке серии 1939 г. (N 674) - портрет Т.Г. Шевченко кисти И.Е. Репина (стр.13).

История написания портрета такова. Через Д.И. Яворницкого Товарищество им. Т.Г. Шевченко обратилось к И. Е. Репину с просьбой написать портрет поэта для его могилы на Чернечьей горе на Днепре, в Каневе.

В 1884 г., неподалеку от этого места, троюродный брат поэта В.Г. Шевченко построил домик для сторожа. В одной его части жил сторож, а другая - светлица, предназначена для посетителей, приезжавших на могилу Т.Г. Шевченко. В светлице было решено поместить портрет поэта.

И.Е. Репин писал портрет по фотографии Т.Г. Шевченко 1860 г., снятой Г. Деньером. Это фото в последующем получило название «репиновского типа». Работа над портретом была завершена в 1888 г.

Учитывая, что портрет был выполнен выдающимся мастером, заказчики сдали его на хранение в редакцию журнала «Киевская старина», а в Канев направили копию.

Портрет изображен и на других почтовых марках: 40-копеечной (№ 1976) 1957 г. серии «Писатели нашей родины» и двух 10-копеечных (№ 3000 и № 3001, различающихся по цвету) серии 1964 г., посвященной 150-летию со дня рождения поэта (стр.13).

Автопортрет 1840 г. и портрет Т.Г. Шевченко кисти И.Е. Репина хранятся в Киеве, в Национальном музее Т.Г. Шевченко.

На двух 6-копеечных марках серии 1964 года (№ 2998 и № 2999 отличающихся по цвету) изображен автопортрет поэта 1860 года (офорт) (стр.13).

Работая над офортом, Т.Г. Шевченко придал большое значение пластике лица. Особая выразительность придана глазам, взгляд которых обращен к зрителю. На марке 1989 года (№ 6049), выпущенной к 175-летию со дня рождения поэта-портрет Т.Г. Шевченко по фотографии 1860 года (стр.13), снятой Г. Деньером.

Офорт и фотографии хранятся в Киеве в Национальном музее Т. Г. Шевченко.
Автор статьи: Лин В.Н.

Комментариев нет:

Отправить комментарий